МОУ "АГА-ХАНГИЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" ИМ.Б.БАРАДИНА

Ага-Хангильская СОШ
История

Учителя
Выпуснники

Достижения
Медалисты
Олимпиада
Спорт
Народные пром.
Художест. самод.

Концепция ОУ
Краевединие
Востоковедение
Туризм

НИР
Новости
Адрес

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа развития Ага-Хангильской средней школы имени Б.Барадина

Концепция образовательного учреждения .

Ага-Хангильская средняя общеобразовательная школа имени Б.Барадина реализует образовательный проект «Духовный потенциал восточных цивилизаций как фактор саморазвития и самореализации личности».

Цель : Формирование условий для развития нравственных качеств сельских школьников через востоковедение, краеведение, туризм.

Задачи:

  • выявить сущность духовного потенциала восточных цивилизаций и определить возможности его реализации в саморазвитии личности учащегося;
  • определить содержание, пути и средства реализации духовного потенциала восточных цивилизаций в воспитательно-образовательном процессе сельской национальной школы;
  • разработать модель школы, направленной на реализацию духовного потенциала восточных цивилизаций как фактора саморазвития и самореализации личности.

Миссией нового образовательного учреждения является интеграция социокультурного, образовательного и духовного потенциала западных и восточных цивилизаций в целях гармоничного развития личности в новых социально-экономических условиях.

Суть инициативы заключается в создании педагогической системы, основанной на культурно-историческом наследии ценностей восточных цивилизаций.

Традиционно Агинский Бурятский автономный округ территориально близок к странам Восточной Азии (Китай, Монголия, Тибет и др.), и население данного региона имеет тесные исторические, экономические и культурные связи с народами этих стран. Жители данного региона одними из первых среди бурятских родов приняли буддизм, пришедший из Монголии и Тибета и оказавший огромное влияние на развитие духовной культуры и просвещения бурятского народа. Одним из самых ярких бурятских просветителей – выходцев из Агинского округа - был профессор Б.Б.Барадин – ученый, востоковед, выдающийся общественный деятель, известный путешественник. Имя Б.Б.Барадина по решению окружной Думы присвоено средней школе на его малой родине в с. Ага-Хангил.

В нашей школе сложилась определенная система работы в востоковедческом направлении. В учебном плане предусмотрено расширение часов на изучение бурятского, английского, старомонгольского языков. В плане дополнительного образования учащиеся занимаются туристско-краеведческой деятельностью, на стадии становления школьный музей им.Б.Б.Барадина. Достопримечательностью с.Ага_-Хангил является сельский музей имени.Л.Л.Линховоина. Л.Л.Линховоин – прославленный бурятский певец, народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР, профессор.

В системе дополнительного образования в Доме спорта ведутся занятия с учащимися по традиционным восточным видам спорта: стрельбе из лука, борьбе, шахматам. В селе имеется конеферма, где наши школьники ухаживают и готовят к скачкам чистокровных скакунов. Юные жокеи - учащиеся нашей школы занимали призовые места на районных, окружных, областных, республиканских, зональных конноспортивных соревнованиях.

В процессе воспитательной деятельности ведется целенаправленная работа по возрождению и приобщению учащихся к народным традициям и обычаям. С 1999 года учащиеся включены в научно-исследовательскую деятельность в рамках школьного научного общества «Юные барадинцы», результаты лучших исследовательских работ детей опубликованы в научных сборниках НПК «Юность, наука, культура», «ЮНЭКО-2006», ВСГТУ (г.Улан-Удэ), в сборнике «Лучшие доклады окружной НПК школьников «Шаг в будущее» 2005г. Таким образом, вышеизложенные факторы и обстоятельства определяют необходимость создания на базе Ага-Хангильской средней школы учебно-воспитательной системы с востоковедческим направлением.

Основные идеи эксперимента.

Традиционная отечественная школа преимущественно основана на философско-педагогических концепциях Запада, направленных на формирование рационального способа познания мира. Реалии современного индустриального общества приводят к осознанию односторонности, узости рационального мировоззрения, основанного на естественно - научном знании. Достижения в области техники и технологии разрушили гармонию взаимоотношений человека и природы. Вместе с тем, новейшие научные открытия ставят под сомнение возможность логического, рационального познания мира, способность человеческого разума. Поэтому образование, ориентированное на западную педагогическую традицию, во многом обедняет духовное становление личности. В то время как восточная образовательная традиция предполагает духовное самосовершенствование личности, основанное на интуитивно-чувственном способе познания себя и окружающего мира. Это подразумевает непрерывное развитие личности как восхождение к своему духовному началу и человеческой сущности, На наш взгляд, гармоничное сочетание западных и восточных педагогических традиций позволит обогатить образовательное пространство школы и найти оптимальные пути для самореализации личности. Для восточной ментальности характерно восприятие себя как части окружающего мира, что должно стать основой формирования мировоззренческой позиции учащихся в новой образовательной парадигме школы.

Разработка модели школы, основанной на духовном потенциале восточных цивилизаций, предполагает использование его основных составляющих: истории, искусства, религии, традиций и обычаев, традиционных способов хозяйствования и т.д.

Основными направлениями учебно-воспитательного процесса являются востоковедение, краеведение, туризм. Исходя из данных направлений, предполагается изменение содержания образования в национально-региональном и школьном компонентах учебного плана. В целях реализации востоковедческого направления в социально-гуманитарном профиле планируется введение спецкурсов и факультативов востоковедческой направленности: «История и этнография монголоязычных народов», «Китайский язык», «Монгольский язык». Данное направление будет реализовываться через расширенное изучение восточной культуры в курсе МХК, истории и увеличение часов по иностранному языку. В химико-биологическом профиле планируется введение спецкурсов «Основы восточной медицины», «Саморегуляция организма через использование внутренних резервов» (элементы этнопедагогики).

Народные художественные промыслы агинских бурят развивались на протяжении многих лет. В их рамках эволюционировали ремесла, в которых отразились своеобразные черты экономики, идеологии и географии этой этнолокальной группы. Издавна агинские мастера производили металлическую, деревянную посуду, предметы хозяйственного инвентаря, луки, шорные изделия, национальную одежду, атрибуты лам и шаманов, ювелирные изделия и предметы, необходимые в кочевом хозяйстве. В нашей школе уделяется большое внимание развитию народно-художественного промысла. Школьники на научно-практических конференциях представляют исследования, связанные с национальным декоративно-прикладным искусством. Например, Юндунов Аюша «Изготовление бурятского национального ножа» (Всероссийская НПК «Шаг в будущее. Юниор», 2002-2003, г. Москва). Тема культуры Востока раскрывается в исследовательских работах учащихся: «Гобелен из конских волос с бурятским орнаментом» (рук. Бабуева Ц.Э.), «Символика чисел в жизни бурят» (рук. Дондокова Р.П.), «Юрта как экосистема» (рук. Дондокова Ж.Д.), «Бурятские улигершины - сказители» (рук. Балданова Н.Н.). Разработаны социальные проекты: «Восточные ворота», «Голубое кольцо Ага-Хангила», «Великий сын Аги степной», «Степные жаворонки» и др. Реализация вышеуказанных направлений предусматривает формирование информационной и коммуникативной культуры учащихся через освоение компьютерных технологий, Интернета, что соответствует современным требованиям. Лучшие работы наших учащихся – игрушки в национальном стиле, выполненные из коровьего рога, гобелены из конских волос, кухонная утварь -занимают призовые места на выставках района, округа. В целях дальнейшего развития народно-художественных промыслов в школе открыт экспериментальный цех по возрождению народных ремесел с целью развития одаренных детей, для дальнейшего развития их художественных творческих способностей.

Приобщение к природе - одна из основных черт восточных народов. На территории Агинского Бурятского автономного округа более 400 природных и культурно- исторических памятников, 22 музея, многочисленные аршаны и минеральные источники. Поэтому следующее направление нашей школы - это краеведение и туризм, оно будет осуществляться через систему дополнительного образования и организацию воспитательного процесса. В округе разработана окружная целевая программа «Развитие туризма в Агинском округе на 2001-2006 годы. МО «Ага-Хангил» территориально входит в проект международной консалтинговой фирмы «ЛТВ Дайнэмикс» «Божественный треугольник», охватывающий природно-культурные памятники: Алханай, Цугольский дацан, озеро Ножей. Путешествие школьников по этим природно-культурным памятникам формирует треугольник духовности, основой которого является буддийская культура. Новой формой работы в нашей школе являются малые научно-исследовательские экспедиции. Территория нашего родного края практически полностью расположена в границах уникального «Даурского степного экорегиона». Всемирный фонд дикой природы ( WWF ) включил его в число 200 экологических регионов в мире, которые образуют глобальный экологический каркас, обеспечивающий устойчивость биосферы. На территории нашего округа создан государственный комплексный заказник «Агинская степь», который вместе с Торейскими озерами является важнейшей частью глобального австралийско-азиатско-тихоокеанского миграционного пути птиц. В июне 2005 года была организована совместная экспедиция школьников-членов НОУ «Юные барадинцы»- со студентами и преподавателями АФ БГСХА в государственный биосферный заповедник «Даурский». Деятельность заповедника направлена на сохранение и изучение типичных и уникальных степных, озерно-степных и лесных экосистем Юго-Восточного Забайкалья. Члены кружка «Юный турист» изучали природно-культурные памятники (Камень-котёл, Чаша Чингисхана, озёра Горбунка и Ножей). Балданов А., ученик 11 класса, несколько лет ведет исследование единственного островного реликтового соснового бора «Цырик-Нарасун» Юго-Восточного Забайкалья, включенного в Зеленую книгу Сибири.

Организация воспитательно-образовательного процесса предполагает создание условий для деятельности учащихся, в процессе которой происходит саморазвитие и самореализация личности. Основными средствами развития личности будут являться исследовательские, поисковые, проблемные, интерактивные, проектные и другие методы, формы и образовательные технологии, предполагающие самостоятельное движение личности в культурно-образовательном пространстве школы.

Основные направления воспитательной системы: туристско-краеведческое и востоковедческое. Многообразие видов внеклассной работы в школе привело к необходимости объединения кружков и секций в воспитательные центры. В школе созданы воспитательные центры: «Хумуужэл», «Булагай эхин», «Сансара», «Гэсэр», «Эрдэм», «Мунхэ зула», «Алтан одон», «Сагай амисхал», «Эдиршуул», «Бригантина».

Основная цель:

  1. Использовать духовный потенциал восточных цивилизаций для саморазвития и самореализации личности.
  2. Удовлетворять разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности.
  3. Предоставить детям дополнительные возможности для самореализации и саморазвития в учебной и внеурочной работе.

В новых условиях возрастающее значение в развитии детей приобретает социокультурная среда. Среда является важнейшим условием и способом влияния на формирование личности школьников. Поэтому задача педагогов - организовать взаимодействие с социокультурной средой, способной стать союзником школы в формировании нравственно-ориентированной личности школьников, и, прежде всего, с семьей и учреждениями дополнительного образования и культуры села Ага-Хангил. Караковский В.А. в своей книге «Управление воспитательной системой школы» (стр.58) пишет: «Взаимодействие- это организация связей, контактов, ведущих к обогащению результатов педагогической деятельности; организация вхождения воспитательных структур в окружающий социум и освоение его общими усилиями субъектов».

Особую часть социокультурной среды составляет семья. Взаимодействие с семьей осуществляется по пяти основным направлениям:

  1. Ознакомление родителей с содержанием, методикой учебно-воспитательного процесса. Формы работы: родительские собрания и лектории.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей через школьный лекторий с привлечением специалистов и педагогов школы, индивидуальные консультации, проводимые членами «группы сопровождения».
  3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Формы вовлечения: участие в работе Совете школы и Попечительского совета, организация совместных школьных праздников, состязаний, ремонт и благоустройство школы и т.д.
  4. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
  5. Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительским комитетом школы, Советом школы, Совет старейшин и т.д. для организации целенаправленного процесса воспитания учащихся, реализации задач формирования нравственных качеств личности.

Партнерами школы в образовательно-воспитательном пространстве являются учреждения дополнительного образования культуры, расположенные в микрорайоне школы и составляющие ближайшую социокультурную среду (КСК, Дом культуры, сельский музей), воздействующую на формирование личности школьников. Основу и предпосылки взаимодействия составляет общее в деятельности школы и этих учреждений: ребенок, его воспитание, развитие как цель их деятельности; кадры - в основном педагогические; социально-природная среда. Специфика каждого учреждения позволяет существенно дополнять, обогащать процесс воспитания. Объединяющим фактором являются народные традиции, ремесла, исторические и культурные памятники округа, интерес к которым все больше и больше проявляется с каждым годом.

Воспитание на этнокультурных традициях составляет содержание взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования и культуры. Возрождение традиций национальной культуры, изучение и освоение народных ремесел, создание и деятельность краеведческих музеев, туристско-краеведческих слетов, малых научно-исследовательских экспедиций - эти и другие формы сотрудничества адекватны решаемым общим задачам формирования личности школьника нравственно-ориентированной.

Таким образом, взаимодействие школы с социокультурной средой в предлагаемой модели организации учебно-воспитательного процесса на основе духовного потенциала восточных цивилизаций является важнейшим связующим звеном между школой и социумом, позволяющим эффективно реализовывать воспитательные возможности каждого субъекта взаимодействия. Школьный педагог должен стать носителем ценностных ориентаций восточной культуры, от позиции транслятора знаний перейти к позиции духовного наставника. Методическая работа в школе будет иметь специально организованную систему: школьный методический центр по изучению традиций народов Востока, семинары-практикумы по воспитанию учащихся на этнокультурных традициях, открытые уроки и внеклассные мероприятия, индивидуальное консультирование педагогов и обучение на курсах. Структура модели является гибкой, саморазвивающейся, открытой, реагирующей на внутренние и внешние условия, зависящие от социального заказа. Она требует особой организации управления.

Управление осуществляется через создание образа будущей школы в сознании педагогов, родителей и учащихся. Образ школы, формирующей личность, предполагает целостность УВП, направленного на воспитание нравственных черт характера, поведения школьника средствами духовного потенциала восточных цивилизаций.

Целью управления является создание условий, благоприятных для функционирования, развития и совершенствования модели школы, направленной на гуманизацию образовательного процесса.

Управление осуществляется через структурные компоненты школы как образовательного учреждения: педагогические советы, административные совещания, ШМО, творческие коллективы педагогов, родительские комитеты, Попечительский совет и Совет школы, органы ученического самоуправления, школьные классы, кружки, спортивные секции.

Важную роль в управлении играет создание эстетической воспитывающей среды. Переступая порог школы, ребенок должен попасть в мир восточной культуры. Оформление школьных коридоров, кабинетов должно «погружать» его в традиции восточной культуры, дать возможность почувствовать эстетические и художественные ценности народов Востока, нести информацию о нравственно-ценностных ориентациях. Силами местных художников созданы «Школьные галереи», воспевающие красоту родного края, в рекреациях коридоров начальной школы, малого коридора второго этажа; в перспективе создание «Малой галереи» картин С.Б. Шухуртуевой.. Школьники принимают активное участие своими изделиями и творческими работами в создании и оформлении эстетического пространства школы. Ведущее место в создании эстетической воспитывающей среды играет стиль взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Этот стиль формируется на основе главных нравственных ценностей восточных народов: уважение и почитание старших, бережное отношение к окружающим, трудолюбие.

Управление функционированием данной модели требует планирования на разных уровнях с учетом стратегической программы школы. Успешность управления школой во многом зависит от качества контроля. В этих условиях повышается роль первичных структур: социально-психологической службы школы, ШМО. Расширяются функциональные обязанности администрации школы.

Задача директора и его заместителей - создать коллектив, направленный на общие цели, обладающий ценностно-ориентированным единством.

Усиливается роль взаимодействия с общественными организациями, родителями, учреждениями дополнительного образования и культуры, социумом. При этом администрация школы выступает в качестве инициаторов совместной деятельности.

Таким образом, предлагаемая модель организации учебно-воспитательного процесса по формированию нравственно-ориентированной личности позволяет выстроить целостное образовательное пространство учреждения на основе духовного потенциала восточных цивилизаций.

В данной модели через многообразие средств восточной культуры школьники постигают нравственные ценности, у них расширяется жизненное самоопределение и самовоспитание, формируется сопричастность к своему народу, этническая идентичность. Формируется гражданская позиция, чувство ответственности, способствующее органическому вхождению личности в социум XXI века.

Содержание образования в Ага-Хангильской средней школе им.Б.Барадина.

Процесс обучения и воспитания в Ага-Хангильской средней школе предполагает несколько последовательных этапов:

Начальная школа (1-4 классы)

  • знакомство со странами Востока;
  • введение национально-регионального компонента в содержание предметов;
  • развитие коммуникативных навыков учащихся;
  • расширение знаний детей по родному языку, истории, культуре и географии родного края;
  • изучение родословного древа своей семьи.

  Основная школа (5-9 классы)

  • разработка содержательного компонента образования педагогической системы школы:
    • a/ разработка национально-регионального компонента и учебного плана второй ступени;
    • б/ разработка школьного компонента содержания образования;
  • разработка содержания, форм и методов организации внеурочной деятельности учащихся;
  • разработка модели согласованного взаимодействия образовательной и социальной сфер села в плане совершенствования воспитания и образования учащихся;
  • формирование прочных знаний основ наук;
  • углубление знаний по предметам национально- регионального компонента;
  • включение учащихся в исследовательскую деятельность;
  • формирование практических навыков игры на народных инструментах, резьбы по дереву, шитья, вышивки, ткачества, приготовления национальных блюд, освоение национальных игр, знакомство с народными обычаями, национальным этикетом стран Востока;
  • знакомство с литературой восточных народов;
  • оказание практической помощи родителям в приобщении их детей к культуре восточных народов.

Полная средняя школа (10-11 классы)

  • введение национально-регионального компонента в содержание деятельности школы;
  • обучение учащихся в профильных классах;
  • отработка навыков народных ремесел и промыслов, изучение философии и этики восточных народов;
  • разработка и внедрение специальных курсов;
  • обязательное изучение одного из восточных языков;
  • оказание практической помощи родителям в приобщении их детей к культуре восточных народов.

Дополнительное образование и внеклассная работа

  • тематические классные часы о культуре Востока;
  • интеграция дополнительного образования в школьную среду;
  • постоянная работа цеха по возрождению народных ремесел;
  • создание фольклорного коллектива, оркестра народных инструментов, хореографического кружка «Танцы народов Востока»;
  • тесная связь с учреждениями культуры района, округа, области, Республики Бурятия;
  • проведение традиционных мероприятий: Праздник Белого месяца, национальное троеборье, национальные игры, неделя бурятской литературы, выставка литературы народов Востока;
  • создание совместного проекта по музейной педагогике с краеведческим музеем п.Агинское, сельского музея им.Л.Линховоина;
  • обмен делегациями и сотрудничество со школами округа, в перспективе - со школами Монголии, Маньчжурии, Китая;
  • проведение семейных праздников;
  • культурно-оздоровительная работа с учетом восточного календаря;
  • кружковая работа.

 

Л.Д. Балданова , директор Ага-Хангильской средней школы,

Балданова Н.Н ., заместитель директора по научно-методической работе,

И.А.Маланов, научный консультант.


©ЦЦЦ
Hosted by uCoz